История барельефа на логотипе ФГБНУ «НИИОПП» начиналась в годы Великой Отечественной войны

Евгений Викторович Вучетич. Российский скульптор-монументалист. Педагог. Профессор. Вице-президент Академии художеств СССР, 1970-1974. Участник Великой Отечественной войны. Подполковник в отставке. Народный художник СССР. Лауреат Ленинской премии и пяти Сталинских премий. Известен каждому из нас по монументальной скульптуре в Волгограде «Родина мать зовет».

Одним из замечательных творений Евгения Вучетича является барельеф Алексея Дмитриевича Сперанского, русского и советского учёного-медика в области физиологии и патологии, академика АН СССР (1939) и АМН СССР (1944), Лауреата Сталинской премии второй степени (1943), директора института общей и экспериментальной патологии АМН СССР с 1945 года,  заведующего отделом общей патологии Института нормальной и патологической физиологии АМН СССР с 1954 года.

Создавая портрет академика Алексея Дмитриевича Сперанского, ученого с мировым именем, с ярким и своеобразным дарованием, Евгений Викторович Вучетич увидел в нем внутреннюю силу и волю, железный характер. Вучетич работал над этим портретом накануне Великой Отечественной войны, когда ему самому было 32 года. По замыслу скульптора тонкая линия упрямо сжатых губ академика Сперанского подчеркивала необыкновенную и огромную силу известного ученого. Его изображение на логотипе Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научно-исследовательский институт общей патологии и патофизиологии» (ФГБНУ «НИИОПП») стало символом научных открытий. На здании Института (Москва, ул.Балтийская, 8) установлена  мемориальная доска «В этом здании работал выдающийся советский ученый-медик академик Алексей Дмитриевич Сперанский».

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) великий скульптор Евгений Викторович Вучетич и великий ученый Алексей Дмитриевич Сперанский, не раздумывая, оба ушли добровольцами на фронт. Эти две выдающиеся личности с кипучей энергией олицетворяют на логотипе ФГБНУ «НИИОПП» творческий поиск и высокое духовное богатство. Нестандартный логотип, в котором слились две неординарные судьбы, еще раз подтверждает, что  сотрудник Института — это высоконравственный и творческий гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную.