Как минимизировать негативное влияние цифровых средств обучения на здоровье ребенка

Цифровые технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса в школе

Сотрудниками лаборатории физико-химической и экологической патофизиологии ФГБНУ «НИИОПП» проведено изучение уровня систолического артериального давления (АД) у учащихся начальной школы. При анализе учебно-годовой динамики показателя (повторные измерения, n=317 в 2004-2007 гг., n=214 в 2016-2019 гг.) обнаружено, что за 12 лет снижение показателя к весне сменилось его возрастанием. При анализе независимых выборок в 2006-2011 гг. у детей с разным уровнем компьютерной нагрузки выявлено, что у учащихся начальной школы, использующих компьютеры в учебное время в пределах гигиенических нормативов, в весенних тестах возрастает систолическое АД. По словам директора ФГБНУ «НИИОПП» чл.-корр. РАН Сергея Морозова, эти результаты являются частью крупного исследования в рамках продолжающегося в настоящее время Проекта РФФИ 19-29-14104 от 19.04.2020 «Инструментальная оценка влияния цифровизации образования на физиологический баланс организма». «Цифра неизбежна, потому что, так или иначе, дети попадут в цифровой мир, и чем раньше мы начнем их готовить к этому, тем лучше, — говорит заведующий лабораторией физико-химической и экологической патофизиологии доктор биологических наук профессор Михаил Карганов (https://rffi.1sept.ru/person/198). — Наша лаборатория давно занимается изучением влияния цифровых технологий на здоровье детей, еще с тех пор, когда компьютеры были с электронно-лучевыми трубками. Не только в нашей стране, но и за рубежом высказывались ранее мнения о возможном негативном действии излучения, магнитных волн, исходящих от компьютеров, отрицательном их влиянии на зрение. Но давно уже показано, что риск для здоровья ребенка представляет не сам компьютер, а длительная неудобная поза, нарушающая кровообращение. Если бы ученик долго лепил в этой же позе, то результат был бы аналогичным. С нашим участием создан комплекс, который может одновременно зафиксировать показатели кардиореспираторной системы, психоэмоционального состояния, обменных процессов у ребенка непосредственно в школе. На сегодняшний день мы располагаем огромным массивом данных, полученных в течение последних 20 лет. Их анализ позволит выявить тот порог, за которым начинается напряжение различных систем организма».