Ответная системная сосудистая реакция на денервацию обширного региона организма

Группа ученых ФГБНУ «НИИОПП» (лаборатория общей патологии кардиореспираторной системы (рук. — д-р биол. наук И.А. Тараканов), лаборатория фундаментальных и прикладных проблем боли (рук. — д-р мед. наук М.Л. Кукушкин) совместно с сотрудниками ФГБУ «НМИЦК им. Ак. Е.И. Чазова» Минздрава России (отдел биоинженерных технологий и поддержки научных исследований (рук. — канд. биол. наук Е.Г. Попов), лаборатория электрофизиологии сердца (рук. — д-р биол. наук Д.В. Абрамочкин) в опытах на наркотизированных самцах крыс (n=85) измеряли средний электроимпеданс Z, а также размахи пассивных (ΔZp) и активных (ΔZa) пульсовых колебаний электроимпеданса изолированного сегмента бедренных артерий in situ. Эти реографические параметры измеряли в норме, после хронического модельного инфаркта, хронической денервации правой задней конечности, а также после ложных операций (инфаркт — с грудной травмой и денервация). У крыс с модельным инфарктом наблюдали тенденцию к снижению всех реографических параметров. У ложнооперированных крыс с грудной травмой ΔZp достоверно превышал контрольный уровень в 4.3 раза через 2-4 мес после операции. У денервированных крыс не было выраженной корреляции между реографическими параметрами каждой задней конечности и тяжестью невропатического синдрома, оцениваемого по аутотомии на денервированной конечности. Средний электроимпеданс Z обеих бедренных артерий этих крыс был достоверно выше контроля. У них наблюдали особо высокие значения ΔZp с достоверным различием показателя между иннервированной и денервированной задней конечностью. При этом у денервированных крыс ΔZa был достоверно выше контроля, но достоверно не различался в артериях обеих задних конечностей. Парадоксально высокий рост ΔZp (100- и 50-кратное увеличение для иннервированной и денервированной конечности соответственно) и 3-кратное повышение ΔZa обеих задних конечностей в результате денервации одной из них обсуждается с точки зрения поиска путей генерализованных воздействий на сосудистую сеть в эксперименте и в клинике  (Бюллетень экспериментальной биологии и медицины, 2022, Том 173, № 3. ХРОНИЧЕСКИЕ ВЛИЯНИЯ МОДЕЛЬНОГО ИНФАРКТА МИОКАРДА, ГРУДНОЙ ТРАВМЫ И ДЕНЕРВАЦИИ ЗАДНЕЙ КОНЕЧНОСТИ НА РЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ БЕДРЕННЫХ АРТЕРИЙ КРЫС IN SITU. Л.Н.Тихомирова1, М.Н.Карпова2, Н.Ю.Клишина2, Л.В.Кузнецова2, М.Л.Кукушкин2, А.Д.Макаров3, С.В.Ревенко4, И.А.Тараканов1, DOI 10.47056/0365-9615-2022-173-3-).

Заведующий лабораторией общей патологии кардиореспираторной системы дбн Игорь Анатольевич Тараканов поясняет значимость полученных результатов, которые могут оказаться полезными для понимания процессов в разных областях физиологии и медицины, связанных с нейротропными воздействиями: «Таким образом, нельзя исключить, что лечебный эффект блокады нервов по Вишневскому может иметь составляющую, связанную с системной сосудистой реакцией. Аналогичную реакцию можно ожидать и в ответ на различные виды невротомии или абляции нервов. Учитывая, что первым исследователем, обнаружившим в 1941 г. рост пульсовых колебаний электроимпеданса плечевой артерии у пациентов с Базедовой болезнью, был российский физиолог Алексей Кедров, представляется справедливым назвать рассматриваемую системную сосудистую реакцию его именем. И еще один момент. Одним из вызовов для современной медицины стала пандемия, спровоцированная вирусом SARS-CoV-2. Важным научным событием стал недавно установленный зарубежными коллегами факт повышенной устойчивости к действию вируса людей с низкой скоростью распространения пульсовой волны по магистральным артериям. Известно, что эта скорость зависит от эластичности артерий, которая коррелирует с размахом пассивных пульсовых колебаний, причём увеличение размаха пассивных пульсовых колебаний электроимпеданса соответствует снижению скорости пульсовой волны.    С учётом приведённых выше данных рост размаха пульсовых колебаний может способствовать усилению противовирусной защиты на уровне артерий. Такая возможность указывает на необходимость исследования влияния пульсовых колебаний артерии на структуру её гликокаликса, который считают защитным барьером от негативных влияний на сосудистую стенку. Кроме того, не следует забывать и о возможности влияния размаха пульсаций артериальной стенки на тромбоз артерий. Таким образом, обнаруженная нами системная сосудистая реакция, возникающая в ответ на денервацию обширного региона организма, ставит целый ряд вопросов перед физиологами и медиками. Не вызывает сомнений необходимость дальнейшего детального изучения этой реакции».

На фото: Ведущий научный сотрудник лаборатории общей патологии кардиореспираторной системы канд. биол. наук Л.Н. Тихомирова во время эксперимента.