Эпидемиологические исследования, проведенные в разных странах, свидетельствуют о том, что хронической неонкологической болью страдают от 1/3 до 1/2 населения. К хронической боли относят боль, которая длится или рецидивирует более 3 месяцев, сохраняется больше нормального времени заживления и не имеет сигнальной оповещающей функции острой боли. Ведущее значение в механизмах развития хронической боли отводится не пусковому этиологическому фактору, связанному с повреждением тканей или структур соматосенсорной нервной системы, а нейрогенному воспалению и нейропластическим изменениям в центральных структурах ноцицептивной системы. Фундаментальными и клиническими исследованиями доказано, что не только характер повреждения тканей, но и психологический фон больного (уровень тревоги и депрессии), отношение больного к ситуации (феномен катастрофизации боли), неадаптивные копинг-стратегии (пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы), функциональный полиморфизм генов оказывают влияние на нейропластические процессы в центральной нервной системе, создавая условия для формирования устойчивой сенситизации (усиление болевой реакции) ноцицептивных нейронов.
Сложные патофизиологические сценарии развития хронической боли изучают в лаборатории фундаментальных и прикладных проблем боли ФГБНУ «НИИОПП», которой руководит известный ученый д.м.н., профессор Кукушкин Михаил Львович. Научная группа этой лаборатории во главе с г.н.с., д.б.н. Карповой Маргаритой Николаевной занимается изучением фундаментальных проблем боли.
«Для лечения скелетно-мышечной боли в качестве препаратов первого ряда рекомендуются нестероидные противовоспалительные препараты и центральные миорелаксанты, сочетание которых позволяет быстрее достигнуть обезболивающего эффекта и сократить сроки лечения. Одним из наиболее часто назначаемых центральных миорелаксантов для лечения скелетно-мышечной боли за рубежом является циклобензаприн, который по химической структуре близок к трициклическим антидепрессантам. Миорелаксирующий эффект циклобензаприна реализуется преимущественно в ЦНС на уровне ствола головного мозга. Учитывая структурное сходство циклобензаприна с амитриптилином, можно было ожидать, что циклобензаприн, помимо центрального миорелаксирующего действия, так же как и амитриптилин, будет обладать обезболивающим действием у пациентов с нейропатическими болевыми синдромами или скелетно-мышечной болью, в структуре которых преобладает фенотип, обусловленный механизмами центральной сенситизации, — рассказывает Карпова Маргарита Николаевна. — Нами показано, что введение циклобензаприна в течение 10 дней оказывало антиноцицептивное действие, задерживая развитие нейропатического болевого синдрома, снижая количество животных с аутомией и тяжесть аутомии у крыс самцов линии Вистар. Полученные данные позволяют полагать, что центральный миорелаксант циклобензаприн может быть использован в комплексной терапии у пациентов с хроническими болевыми синдромами, развитие которых во многом связано с механизмами центральной сенситизации».
Результаты исследования опубликованы в статье:
Кузнецова Л.В., Карпова М.Н., Клишина Н.Ю., Кукушкин М.Л. Влияние циклобензаприна на динамику развития нейропатического болевого синдрома у самцов крыс линии Вистар. Российский журнал боли. 2022;20(3):5–9 (https://doi.org/10.17116/pain2022200315).